Будда: Победить самого себя
Страница 9

Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчлененное состояние. В этом заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Все определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасения не ограничены ничем. кроме его собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда, человек. чтобы утвердиться в качестве нравственной личности. должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие личн ости . Модернизация системы сбора и вывоза отходов.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели, При этом нравственность интересует Будду прежде всего в ее практически действенном выражении, как путь спасения. Вопросы ее философско-доктринального обоснования он оставляет в стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выращен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением -- одно из трех прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни, составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским. ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность. способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как "бо.льшая колесница") и южный буддизм (хинаяна. "малая колесница"), Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошел до наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира.

[1]Äõàììàïàäà. Ñòèõè 153--154. Ïåðåâîä ñ ïàëè Â. Í. Òîïîðîâà. Ì., 1960. ("Äõàììàïàäà", äàþùàÿ öåëüíîå ïðåäñòàâëåíèå îá ýòèêå Áóääû, âõîäèò â ñîñòàâ áóääèéñêîãî êàíîíà "Òèïèòàêà".) Â äàëüíåéøåì ññûëêè íà ýòî èçäàíèå áóäóò äàâàòüñÿ â òåêñòå óêàçàíèåì öèòèðóåìîãî ñòèõà.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Краткий исторический очерк
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - нове ...