История христианства в Греции
Страница 5

На третьем соборе 431 года в Эфесе было осуждено несторианство (по имени патриарха Нестория) - ересь, сторонники которой утверждали, что Дева Мария и даже сам Христос были лишь смертными людьми - орудиями Божественной воли. Предав еретиков анафеме, собор признал Иисуса Христа воплощенным Словом Божьим, а Марию - Богоматерью. Несторианская церковь покинула пределы Византии и обосновалась в Персии. Ее последователи до сих пор существуют в современной Турции, Сирии и Кипре. Четвертый, Халкидонский, Собор 451 года утвердил соединение во Христе божественной и человеческой природы. Противники данного взгляда - монофизиты (от греческого physis - природа) - признавали лишь божественную сущность Спасителя. Они отвернулись от Восточного Патриарха, провозгласив у себя автокефалию (от греческого autos + kephale - "сам себе голова"). Монофизитство сохранилось в Египте, Армении, Эфиопии. Православная церковь признает только первые семь Вселенских соборов: четыре вышеперечисленных плюс второй и третий Константинопольские 553 года и 678-681 годов и второй Никейский 787 года. В 1054 году Римский Папа Лев IX и Константинопольский Патриарх Михаил предали друг друга анафеме, подытожив процесс раскола христианства на Западное и Восточное исповедания. Причин тому множество, их не трудно отыскать в любой сфере, начиная с богословия и заканчивая политико-хозяйственным расчетом. Как уже отмечалось, Западная и Восточная части Империи были, по сути, разными государствами с разной судьбой. Господствовавшая в Риме "простота" с остатками латинского рационализма резко отличалась от изощренной политики Константинополя и чувственного Византийского восприятия мира. Среди формальных оснований обособления православия и католицизма можно перечислить распри из-за крещения болгар, проблему иконоборчества (признание или непризнание поклонения иконам, которое некоторые религиозные деятели VIII века считали идолопоклонством), проблему "филиокве" (латинское "и от сына" - добавление к Символу Веры в провозглашении Святого Духа, "иже от Отца Исходящего", подчеркивающее, по мнению римо-католиков, тождество Отца и Сына; отсутствует в православном каноне) и проч. Но в истории, чаще всего, действует совокупность причин, а она была такова, что размежевание католицизма и православия явилось неизбежным.

Так, в течение тысячи лет, христианство прошло путь от разрозненных подпольных сект до одной из важнейших сил, влияющих на развитие цивилизаций. Активно вмешиваясь во все социальные процессы, церковь ни раз оказывалась на грани катастрофы, но доказала свою жизнеспособность. Тезис воинствующих атеистов о "торговле опиумом для народа", по нашему мнению, столь же несостоятелен, как и попытки убедить всех и вся в эксклюзивной истинности христианского миропонимания. Потребность в вере - одна из органичных, практически, априорных, потребностей человека и, приблизительно, одна треть населения планеты находит удовлетворение этих чаяний в христианстве. Недаром так часто, совершенно в разной связи, употребляется словосочетание "христианский мир", ведь адекватное понимание культурных, научных, социальных, политических феноменов невозможно без учета действия религиозной составляющей. И именно "сотворение" этого "мира" мы с вами и попытались проследить, нарисовав упрощенную и схематичную картинку, превращение которой в многоцветный и изысканный шедевр - задача любого мало-мальски интеллигентного человека

Автор статьи: К. Р.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме

Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом I (Пападопулос) (1923-1938)
Он занимает видное место в греческом богословии. Получил высшее богословское образование на Афин-ском Богословском факультете, а также в Киевской и Петроградской Духовных Академиях. Прежде восшествия на Афинскую кафедру был пр ...