ЛСД. Наркотик-легенда
Страница 3

Антагонистическое действие ЛСД к серотонину, о котором писал Уатт в 1970 г., было отмечено еще в 60-х:

Антагонистическое с 5-НТ действие LSD впервые выявили Gaddum & Hameed (1954) и Woolley & Shaw (1954). Вскоре после этого, Freedman & Giarman (1961) начали серию экспериментов по исследованию основных биохимических изменений в мозге грызунов вслед за введением LSD. Они обнаружили небольшое повышение концентрации серотонина в мозге сразу же после введения очень малых доз LSD; последующие исследования показали, что снижение концентрации 5-гидроксииндолилуксусной кислоты (5-HIAA) сопровождается небольшим подъемом уровня 5-НТ. Хотя биохимические эффекты напоминают действие небольших доз ингибиторов МАО, не было описано прямого ингибирующего влияния LSD на моноаминоксидазы. Этот эффект обычно интерпретируется как указывающий на временное снижение скорости инактивации серотонина, что также можно наблюдать при действии других психоактивных препаратов. В сходных исследованиях, проводимых Costa, было обнаружено, что длительная инфузия несколько больших доз LSD приводила к отчетливому снижению уровня метаболизма серотонина в мозге.

Но человечество начало принимать подобный галлюциноген задолго до открытия ЛСД. «Психоделические растения и психоделический опыт сначала были запрещены европейской цивилизацией, потом отринуты и забыты» — писал Теренс Маккенна в «Пище Богов». Официально это так, но история европейской цивилизация выглядит достаточно гротескно с такими запретами с одной стороны и поголовным потреблением спорыньи — с другой. Оригинальная лизергиновая кислота — ядро природных алкалоидов спорыньи — действует схожим образом, только эффект слабее в 10–20 раз. Сейчас она, наряду с ЛСД, также входит в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Основной феномен эпидемий отравления спорыньей в том, что это был единственный в истории случай спонтанного массового потребления галлюциногенов. Потребление всех грибов и кактусов всегда контролировалось жрецами и шаманами, «божественный экстаз» могли дарить только они. Это было гарантией их власти. «История многих стран отчасти отражается в истории употребления наркотиков и отношении к ним. К тому же, во многих странах наркотики использовались с целью получения экономической прибыли, установления политического или духовного контроля».

Казалось бы, что христианство, ведя непримиримую борьбу с «ведьмиными мазями», привозимыми крестоносцами гашишом и опием, и выкалывая глаза почитателям пейота, никакого отношения к наркотикам не имеет. Но это не так. Христианское общество оказалось наиболее наркотической цивилизацией в мире, неосознанно для большинства населения потребляя спорынью. Знали ли об этом сами Святые Отцы? Верили ли они в то, что народ наяву действительно постоянно видит то Богоматерь и Христа, то сатану и бесов? Или, сами разрешив себе есть только пшеничный хлеб, посмеивались над «овцами господними», легко управляемыми с помощью черного «хлеба Господа» (как намекал Лео Перуц)? На сегодня еще нет ответа.

Установка и обстановка

Несмотря на то, что для отдельного индивида ЛСД является наркотиком, опасным своей непредсказуемостью, или, как писал легендарный Гроф: «Ни один из этих симптомов не был стандартным и достаточно предсказуемым, чтобы его можно было считать специфическим фармакологическим действием ЛСД», общая тенденция вполне прослеживается. Как пишет об этом Хофманн: «Предпосылки для положительного результата ЛСД эксперимента и низкой вероятности психического срыва находятся, с одной стороны, в самой личности, а с другой стороны, во внешней среде эксперимента. Внутренние, личные факторы называются настроем, или установкой (set), внешние — окружением, или обстановкой (setting)».

Для того, чтобы осознать, что происходило в истории христианской цивилизации, нужно уяснить именно это обстоятельство. Понятия «установки» и «обстановки» — самое главное в понимании действия средневековых галлюцинаций.

Как писал один из пионеров исследований Олдос Хаксли, принимая ЛСД, можно попасть и в рай и в ад — все зависит от обстоятельств. И если один исследуемый из книги Грофа видит божественные образы: «Затем я видела образы божественных или небесных существ и явно ощущала их присутствие», то у самого Хофманна, принявшего галлюциноген с другим настроем, опыт был совершенно противоположенный: «Это ад, подумал я. Нет никакого Дьявола и демонов, но, тем не менее, они ощущались в нас, заполнив собой комнату, они мучили нас невообразимым ужасом».

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Предполагаемый год написания Послания, повод для написания и авторитет Послания в Церкви
Время написания Послания определяется последним десятилетием первого века, т.е. временем окончания царствования имп. Домициана. По мнению Попова и Баланоса - это 93-95 гг.; Годэ, Барденхевер и Тиксерон склоняются к 95-98 гг.; ...