Болгарская православная церковь
Страница 3

Первым экзархом был избран 11 февраля 1872 г. епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своих немощей он отказался от данного поста. На его место был избран Видинский митрополит Анфим (1816–1888 г.), выпускник Московской Духовной Академии. Новый экзарх немедленно отправился в Константинополь и получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, частично провозглашенные султанским фирманом 1870 г. После этого Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.

Преемником Экзарха Анфима стал Экзарх Иосиф (1877–1915гг.). Его правление выпало на годы освобождения болгар русскими войсками в 1878 г., когда в границах свободного государства Болгарская Церковь управлялась Синодом во главе с Наместником-Председателем. Экзарх же продолжал оставаться в Константинополе, поскольку много болгар еще оставалось на территории Османской империи.

После Балканской войны, принесшей освобождение христианам Балканского полуострова , экзарх Иосиф в 1913 г., оставив в Константинополе своего наместника, переехал в Софию, где через два года скончался. После его кончины в течение 30 лет самостоятельное развитие церковной жизни и выборы нового главы Болгарской Церкви встречали всевозможные препятствия. Делами Церкви ведал Священный Синод под председательством Наместника-Председателя, каким мог быть избран каждый из митрополитов на четырехлетний срок.

В 1921–1922 гг. был созван II-ой Церковно-народного Собор, который решил многие вопросы, касающиеся устройства Церкви, выработал Устав БПЦ.

В 1945г. в правление митрополита Софийского Стефана произошло долгожданное прекращение схизмы. Большую роль в решении этого вопроса сыграло ходатайство Русской Православной Церкви перед Константинопольским патриархом Вениамином.

13 марта представителям Болгарской Церкви был вручен томос, подписанный патриархом Вениамином и всеми членами Священного Синода Константинопольской Церкви, которым отменялась схизма и признавалась автокефалия Болгарской Православной Церкви.

Некоторое время Болгарская Церковь управлялась Наместником-председателем Священного Синода, пока 10 мая 1953 г. на III-м Церковно-народном Соборе не был выбран и торжественно интронизирован Болгарский Патриарх Кирилл. Сразу после этого вновь возникли недоразумения с Константинопольской Церковью, представители которой не приняли участия в интронизации нового патриарха. Только лишь в 1961 г. по настойчивому ходатайству Русской Православной Церкви Константинополь признал, наконец, достоинство Болгарского патриархата.

В 1970 г. православные болгары торжественно отметили две знаменательные юбилейные даты: 1100-летие со дня учреждения Болгарской Архиепископии в лоне Матери — Константинопольской Православной Церкви и 100-летие со времени учреждения Болгарского Экзархата.

7 марта 1971 г. скончался Святейший Патриарх Кирилл. С 4 по 8 июля 1971 г. в Софии состоялся Патриарший избирательный Церковно-Народный Собор Болгарской Православной Церкви, на котором был избран новый Предстоять Церкви. Им стал митрополит Максим, занимавший на тот момент Ловчанскую кафедру. Интронизация новоизбранного Болгарского патриарха состоялась 4 июля в Александро-Невском Софийском Патриаршем соборе.

В последнее десятилетие XX века Болгарскую Православную Церковь постигли серьезные нестроения. После устранения от власти коммунистов, новое правительство стало не менеее активно, чем коммунистическое вмешиваться в дела Церкви.

С одобрения властей, во время визита в 1991 году Вселенского Патриарха Димитрия “Христианский союз спасения”, возглавляемый иеромонахом Христофором Сабевым провел демонстрацию протеста против “священства в партийном мундире”. Сабев, будучи депутатом Парламента и председателем парламентской комиссии по вероисповеданию, совместно с чиновниками комитета по делам религий при Совмине объявил о ниспровержении Патриарха Максима, как сотрудничавшего с коммунистической властью, и о роспуске Синода.

9 мая 1992 г. Болгарское правительство приняло решение об отставке Патриарха Максима. Некоторые члены Св. Синода поддержали это решение, но другие твердо стояли на том, что каноны не позволяют смещать Патриарха из-за вмешательства государства. Трое, епископов поддержавших решение правительства объединились под лидерством митрополита Неврокопского Пимена и публично призывали к смещению Патриарха Максима.

25 мая 1992 г. Комитет по делам религии при Совмине Болгарии в циркулярном письме констатировал как факт отстранение Патриарха Максима от власти. C мая 1992 года начал действовать самочинный раскольнический “синод”, признанный Болгарским правительством. Резиденция главы раскольников находилась в Благоевграде. В сентябре 1992 г. раскольникам при посредничестве правительства удалось захватить Софийскую семинарию.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

О необходимости духовно-телесного поклонения
Мало кому известно, что свидетели Иеговы представляют едва ли не единственное в мире сектантское движение, члены которого проповедуют, будто Господа нашего Иисуса Христа распяли не на кресте, а на столбе с пригвожденными повер ...