О православии на Беларуси
Страница 2

Оккупировавшие Беларусь немецко-фашистские войска застали картину почти полного уничтожения Православной Церкви.

Священнослужителей и монахов не было, церкви были разрушены или закрыты, в столице Минске из девяти уцелевших действовала одна Свято-Александро-Невская церковь на старинном Военном кладбище. Однако верующих было огромное множество, и, желая приобрести симпатии населения, оккупационные власти не препятствовали возрождению церковной жизни.

Митрополит Пантелеимон и епископ Венедикт получили следующие условия, на которых власти соглашались разрешить церковное обустройство:

1) Православная Церковь в Беларуси руководствуется своими святыми канонами, и немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь;

2) Православная Церковь в Беларуси должна называться "Белорусская Автокефальная Православная Национальная Церковь;

3) проповедь, обучение Закону Божию и церковное письмоводительство должны вестись на белорусском языке;

4) назначение епископов, благочинных и священников не должно производиться без ведома немецкой власти;

5) должен быть представлен статут "Белорусской Православной Автокефальной Национальной Церкви";

6) богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке.

На специально устроенном церковном заседании, созванном митрополитом Пантелеимоном, было постановлено:

1) принять к руководству и исполнению условия, представленные в письме Генерального комиссариата Беларуси;

2) перенести резиденцию митрополита из Жировицкого монастыря в столицу Беларуси — город Минск;

3) открыть духовную семинарию;

4) присвоить митрополиту Пантелеимону титул "Митрополит Минский и всея Беларуси".

Впрочем, вскоре белорусские политические деятели добились отстранения митрополита Пантелеимона от управления Церковью за его строго русские и монархические убеждения и впредь не переставали вмешиваться в дела церковного устроения на Беларуси, которое вскоре зашло в тупик.

Для решения главных вопросов митрополит Пантелеимон созвал собор епископов. На соборе постановили открыть шесть епархий — Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую, Новогрудскую и Смоленскую — и рукоположить к ним епископов.

Был избран Синод в составе двух епископов под председательством митрополита.

Продолжая вмешиваться в дела церковного управления, белорусские политические деятели при поддержке оккупационных властей усугубляли свое гибельное влияние, добиваясь немецких указов об отстранении неугодных им епископов и изменения принимаемых решений. Их конфликт с митрополитом Пантелеимоном завершился отстранением немецкими властями правящего архиерея от дел и его ссылку в Вилейку, где он жил под надзором. Митрополита сменил епископ Филофей, но вскоре и он стал неугоден белорусским деятелям, ибо не объявлял требуемой автокефалии. Грубостью и угрозами от имени оккупационных властей они добились созыва общего Церковного собора 29 августа 1942 года. Впрочем, немецкие власти не считались ни с мнением Церкви, ни с мнением белорусский деятелей, и демонстрировали собственную программу отношений к Православной Церкви и народу, подлежащим в перспективе полной ликвидации. На соборе было ясно, что каноническое объявление автокефалии невозможно, и поэтому статут "Православной Белорусской Автокефальной Церкви" был рассмотрен без формального объявления автокефалии.

Временно наступило затишье, но через полгода белорусские деятели вновь начали смуту. Она продолжалась вплоть до прорыва советскими войсками линии фронта между Витебском и Оршей и спешной эвакуации белорусских иерархов из Гродно в Германию вместе с так мешавшими им белорусским политическими деятелями, политические амбиции которых принесли гибель многим тысячам православных. Оставшиеся на приходах священники разделяли и далее участь своих прихожан, а все постановления и труды епископата по созданию Белорусской Православной Церкви обратились в ничто и перешли в область истории.

Постепенно, особенно в период шестидесятых годов, закрывались и уничтожались и без того немногие уцелевшие храмы. Количество приходов резко сократилось и достигло 369.

Были закрыты Духовная Семинария и монастыри в Полоцке и Гродно.

Значительные перемены в жизни Православной Церкви в Беларуси начались с 1989 года после празднования 1000-летия Крещения Руси.

В октябре этого года были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в январе 1990 — восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в октябре 1991 — учреждена Новогрудская и Гродненская, а в мае 1992 — Туровская и Витебская епархии.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Крест-монограмма "посох пастыря"
Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами п ...