Россия и греческая церковь: к истории взаимоотношений в 17-19 веках
Страница 8

После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде).

В мае 1945 г. Православная Церковь была восстановлена, а 28 сентября того же года казненные клирики Чешской Церкви были посмертно награждены крестом "In memoriam". Именем святителя Горазда названы площади и улицы в Праге, Оломоуце, Брно и других городах. В 1987 г. Чехословацкая Православная Церковь причислила епископа-мученика к лику святых.

В 1945 г. остро встал вопрос о будущей юрисдикции православных приходов Чехословакии. Сербская Церковь, пережившая погром усташей, только начинала восстанавливать свою каноническую жизнь. Московская же Патриархия все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 г. с ней воссоединился епископ Сергий (Королев) и подчинявшиеся ему эмигрантские приходы. Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии, состоявшийся в Оломоуце, принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московской Патриархии. Сербская Церковь в 1948 году официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись волынские чехи, которые также были православного вероисповедания. Их переселение было одной из причин численного роста православных общин. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии — Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 году не епархиальном собрании в Праге было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую (епископская кафедра в Оломоуце).

В Восточной Словакии в среде униатов вновь участились случаи возврата в Православие. Этому способствовало уничтожение греко-католических церквей на Украине, в Закарпатье и Румынии. Однако этот естественный процесс был форсирован властями по политическим мотивам, что впоследствии создало серьезную церковную проблему, нерешенную и по ныне. 28 апреля 1950 г. в Прешове был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 г. и о воссоединении с Православной Церковью. Решения собора были утверждены Святейшим Патриархом Алексием I. В Восточной Словакии были созданы две епархии — Прешовская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 г. Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя четыре епархии.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

ИСТОЧНИКИ "ДОБРОТОЛЮБИЯ"
Рукописи аскетических произведений, вошедших в "Добротолюбие", св. Макарий искал и переписывал в период 1775-1776-х гг. в библиотеках Патмоса, Хиоса и, главным образом, Афона, как об этом сообщает преп. Паисий: " ...