Язычество. Ислам (Коран) как новая реальность
Страница 11

Дальнейшая история исламской культуры была закреплением и совершенствованием коранической мысли, а также попытками, и весьма плодотворными, выйти за рамки, развиваться если не независимо от нее, то все же рядом с ней, наряду с ней и даже в противовес ей.

Словарь терминов

Аят – отрывок коранического текста, фраза или часть фразы, на которые разбит Коран. Сдать билет на автобус инструкция по возврату купленных билетов.

Гностицизм (греч. «гносис» – познание, знание) – совокупность наиболее ранних религиозно-философских течений поздней античности и средневековья. Возник в I в. н.э. в районе Ближнего Востока и Александрии как синтез восточных верований (зороастризма, вавилонских и египетских религий, иудаизма), христианства и греческой философии, наряду с провозглашением идеи единого мирового начала, эманирующего в мир, существовала концепция дуальности Бога и мира, представление о мире как антиподе Бога. Человек рассматривался гностиками в качестве средоточия мирового процесса, как соединение божественной по сущности души и тварного, «темного» тела. Гносис, познание человеком своего «Я», позволяет ему преодолеть дуализм его природы и восстановить гармонию.

Джахилия – доисламский период в жизни народов; язычество, время неведения, незнания (ислама).

Джихад – война за веру.

Зороастризм – основанная Заратустрой (Зороастром) в VI в. до н.э. древнеиранская религия. Почитание доброго духа Ахура-Мазды, борющегося с влиянием злого духа Анхра-Манью. Задачу человека зороастризм видит в том, чтобы он споспешествовал Ахура-Мазде в истреблении зла и умножении добра, чему помогают еще 6 божеств, персонифицирующих нравственные добродетели, – шесть «Бессмертных святых», которые были сотворены Святым духом Ахура-Мазды. За почитание огня зороастрийцев называли также огнепоклонниками.

Кааба – главная святыня ислама. Здание в центре Заповедной мечети (масджид аль-харам) в Мекке. В кладку здания вмурован «черный камень», якобы посланный Аллахом с неба. В молитве мусульманин обращается лицом в сторону Каабы.

Коран – священная книга мусульман, главный источник мусульманского вероучения. Представляет собой «божественные откровения», ниспосланные пророку Мухаммаду. Коран делится на 114 сур (глав), а каждая сура на аяты, которые называют также «стихами», поскольку каждая часть Корана представляет рифмованную прозу. При Мухаммаде Коран существовал в устной форме (письменность тогда была мало распространена). После смерти Мухаммада «откровения» были собраны и записаны (кстати, запись Корана способствовала бурному развитию и распространению письменности). При третьем «праведном» халифе Османе (убит в 656 г.) был составлен единый и окончательный текст Корана.

Манихейство – основанное в III в. на Ближнем Востоке персом Мани религиозно-философское учение, впитавшее в себя идеи христианства, буддизма и зороастризма. Характеризуется дуализмом принципов добра и зла, света и тьмы, востока и запада, севера и юга. Существовавшие в «первое время» раздельно во «второе время» эти принципы смешались в первочеловеке. В борьбе с «сынами мрака» благодаря Духу живому он одерживает победу, и образуется космос. В «третьем времени» Свет очищается полностью от материи, которая гибнет во вселенском пожаре – добро торжествует над злом.

Умма – мусульманская община.

Хадис – рассказ о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников; один из основных источников исламского вероучения.

Халифат – институт власти, характеризующийся соединением светской и духовной власти в общине в руках халифа, преемника, заместителя пророка. Халифатом также называют государство, возглавляемое халифом. Возникший после мусульманских завоеваний в VII в. Арабский халифат просуществовал, постепенно распадаясь на самостоятельные государства-халифаты, до XIII в. – до монгольских завоеваний.

Персоналии

Аль-Газали, Абу Хамид

(1058–1111) – крупнейший мусульманский теолог, религиозный философ. Преподавал в Багдаде фикх в основанной им медресе «Низамийа». Представитель калама (теоретическое богословие) ашаритского толка (аль-Ашари – известный мусульманский богослов). Способствовал узакониванию в исламе мистического способа постижения бога (суфизм). Понимал этот способ как интеллектуальную интуицию и видел в суфизме учение о нравственном совершенствовании. Критиковал современных ему богословов за прагматизацию веры, а офилософовп – за неспособность разрешить противоречия между рациональным знанием, логикой и буквой священных текстов. Развивал концепцию свободы выбора между дурными и хорошими поступками и ответственности за этот выбор. Оказал огромное влияние на развитие религиозной и философской мысли мусульманского средневековья, а также на средневековую европейскую мысль.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Другое по теме

Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинс ...