Оценка мотивов этой смены религии

Хотя действия Сатука могли быть мотивированы религиозным рвением, несомненно, у него была и другая причина – стремление к власти. Чтобы стать правителем Караханидов, он заключил союз с лазутчиком Саманидов, преследовавшим похожие цели. Чтобы добиться его доверия, Сатуку необходимо было бы выработать некую стратегию.

Иранские Саманиды следовали арабской традиции обращения тюрок в рабов и мобилизации их на военную службу в свою армию. Хотя Саманиды были очень терпимы к другим религиям, они стали предлагать условную свободу своим рабам только в случае их добровольного перехода в иcлам. Больше тысячи Караханидов, живших во владениях Саманидов, сменили религию именно таким образом. Если бы Сатук и его последователи добровольно приняли ислам, ему было бы несложно завоевать доверие Саманидов и заключить военный союз.

Более того, если Сатук стремился вернуть Западным Караханидам потерянные ими земли и установить власть тюрок в регионе, ему помогло бы объединение его народа вокруг новой религии. Это была проверенная временем схема успеха, которой ранее воспользовались тибетцы, восточные тюрки и уйгуры. Смесь буддизма с шаманизмом оказалась несостоятельной в предоставлении сверхъестественной поддержки его дяде для сохранения власти над территорией, лежащей за горами Тянь-Шань; тогда как пользуясь поддержкой ислама, Саманиды смогли одержать победу. Выбор новой религии был очевиден.

Уйгуры Кочо в то время процветали, будучи приверженцами буддизма и правителями северной ветви Великого шелкового пути, огибавшей Таримскую впадину. Их этнические братья – желтые уйгуры, тоже убежденные буддисты, владели коридором Ганьсу, где Великий шелковый путь, после того как его северная и южная ветви сливались в Дуньхуане, шел в ханьский Китай. Чтобы сплотить тюркские племена вокруг себя и отвратить их от уйгуров, Сатуку нужна было религия, которая будет не только отличаться от буддизма, но и позволит ему вернуть к жизни альтернативную южную ветвь Великого шелкового пути и сместить центр торговли и контроль над ней с восточных в западные участки торгового пути.

Поскольку западная часть Великого шелкового пути в Согдиане находилась во власти последователей ислама, складывается впечатление, что Сатук планировал захватить Согдиану. Затем, двигаясь на запад от Кашгара, он смог бы использовать ислам, чтобы постепенно добиться культурного единства вдоль южной ветви торгового пути и далее через коридор Ганьсу; при этом сам он стал бы защитником мусульман и властелином. Подобно тому как под флагом буддизма уйгуры одержали победу и укрепили свою власть вдоль северной таримской ветви Великого шелкового пути, Сатук, несомненно, надеялся добиться того же для Караханидов вдоль южной ветви под флагом ислама. Однако сначала, чтобы повести за собой тюркские народы, ему нужна была священная тюркская гора, чтобы заручиться сверхъестественной поддержкой.

Другое по теме

Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом II (Хатзиставру) (1962-1967)
Родился в 1878 году в Малой Азии. После успешного окончания курса гимназии на острове Самое и Богословской школы на острове Халки в 1902 году был принят на юридический факультет Лозаннского университета. Пребывание в Швейцарии ...