Учение о нравственности как следствие экклезиологии св. Климента

В первых главах Послания св. Климент приводит на память коринфянам все те добродетели, которыми прославилась эта древняя община - “прежнюю прекрасную и чистую жизнь, полную братской любви” (XLVIII). Это и “трезвенное и кроткое во Христе благочестие”, “великая щедрость в гостеприимстве”, “совершенное и верное знание”, “неукоризненная, честная и чистая совесть..., скромность, благопристойность..., целомудренность” (I). “День и ночь подвигом вашим было попечение о всем братстве”, - пишет св. Климент. Всей Церкви “был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро”, и “полное излияние Святого Духа”, благословенные плоды Которого говорили сами за себя (II).

Примеры жертвенной любви можно найти и у язычников - “многие цари и вожди... предавали себя на смерть, чтобы своею кровью спасти граждан. Многие удалялись из своих городов, чтобы прекратилось возмущение в них” (LV). Тем более “так поступали и будут поступать все, провождающие похвальную божественную жизнь” (LIV), т.к. “ум наш... утвержден в вере в Бога” и суть жизни христианина - “искать того, что Ему угодно и приятно..., исполнять то, что согласно с Его святою волею, и ходить путем истины” (XXXV). Основа добротоделания в том, чтобы следовать путем праведных и Самого Господа, украсивших себя добрыми делами; чтобы поступать так, как “говорит Дух Святой” - “как написано” (XIII). “Таким примерам и мы должны подражать, братья. Ибо написано: “прилепитесь к святым; ибо прилепляющиеся к ним освятятся” (XLVI) - нахождение в обществе святых, в Церкви, освящает человека, поддерживает его на жизненном пути, позволяет всегда иметь перед глазами высокие нравственные идеалы.

В Церкви каждый находит свое назначение и, “следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа” (XL) - “каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием Его” (XXXVIII).

По словам св. Климента, “жизнь, полная братской любви”, - “это врата правды (Псал. 117: 19-20). В жизни много “отверстых врат”, но “врата правды суть врата Христовы, и блаженны те, которые входят ими и направляют шествие свое в святости..., ища общей пользы, а не своей” (XLVIII). “Таков путь, возлюбленные, которым мы обретаем наше спасение, Иисуса Христа, Первосвященника наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей” (XXXVI).

      Рекомендуем к прочтению

      Крест старопечатный "плетеный"
            "Это плетенье получено от древнехристианского искусства, - авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, - где оно известно в резьбе и мозаике. Визант ...

      Крест на Руси "патриарший", или на Западе "лоренский"
      Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого "патриаршего креста", подтверждается многочисленными данными из области церковной ...

      Связь этики и эсхатологии
      Господь обещает “воскресить тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему” (XXVI). Поэтому “в этой надежде да прилепятся души наши к Тому, Кто верен в обещаниях” (XXVII ...