Межвоенный период

В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачево. Во главе Чешской епархии до 1942 года стоял епископ-мученик Горазд (Павлик), а епархию Мукачевско-Прешевскую последовательно возглавляли епископы Серафим, Иосиф, Дамаскин и Владимир.

В 1923 году в Чехословакии была создана архиепископия Константинопольского Патриархата во главе с архиепископом Савватием (Врабецем). Однако после того, как в 1926 году Чехословацкое Министерство образования и народного просвещения признало законной на территории республики сербскую православную церковную юрисдикцию и передало право управления Чешской религиозной общиной православной в Праге епископу Горазду влияние архиепископа Савватия на церковную жизнь в Чешских землях было минимальным. Значительно большее число верующих подчинялось его юрисдикции в Восточной Словакии и Закарпатье.

Кроме того, в межвоенный период на территории Чехословакии существовали русские эмигрантские приходы, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и управлявшиеся епископом Пражским Сергием (Королевым). В Восточной Словакии (в Ладомирове) существовал мужской монастырь Преподобного Иова Почаевского, подчинявшийся Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкому Синоду).

По переписи населения 1930 в Чехословацкой республике проживало 145583 православных.

При этом важно отметить, что если у русских приходов сложились вполне нормальные дружественные отношения с чехословацкими приходами, то между епископом Гораздом и архиепископом Савватием еще в середине 1920-х годов сложилась конфликтная ситуация, которая так и не была преодолена.

Вторая мировая война внесла свои суровые коррективы в жизнь Церкви. Епископ Горазд, а также священники Пражского кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик и староста храма Ян Сонневенд приняли мученический венец. 4 сентября 1942 года они были расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество было конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Этот погром во многом перечеркнул те результаты, которых достигла Православная Церковь в Чехословакии в межвоенный период.

30 мая 1942 года был арестован и архиепископ Савватий. После месячного тюремного заключения его отправили в концентрационный лагерь Дахау. Ему вменялось в вину крещение пражских евреев. Поэтому вышеупомянутый запрет существования Чешской Православной Церкви распространялся на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикций. Ликвидации избежали только русские приходы, управлявшиеся епископом Сергием.

      Рекомендуем к прочтению

      Разрушение Иерусалима
      Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих ...

      Крест "лепестковый"
      Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - "крест всякой формы есть истинный крест". Оче ...

      Гонение со стороны иудеев
      Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным же образом предводители священства, верили, что после Его смерти ученики рассеются, а “новая ересь” исчезнет бе ...