Межвоенный период

В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачево. Во главе Чешской епархии до 1942 года стоял епископ-мученик Горазд (Павлик), а епархию Мукачевско-Прешевскую последовательно возглавляли епископы Серафим, Иосиф, Дамаскин и Владимир.

В 1923 году в Чехословакии была создана архиепископия Константинопольского Патриархата во главе с архиепископом Савватием (Врабецем). Однако после того, как в 1926 году Чехословацкое Министерство образования и народного просвещения признало законной на территории республики сербскую православную церковную юрисдикцию и передало право управления Чешской религиозной общиной православной в Праге епископу Горазду влияние архиепископа Савватия на церковную жизнь в Чешских землях было минимальным. Значительно большее число верующих подчинялось его юрисдикции в Восточной Словакии и Закарпатье.

Кроме того, в межвоенный период на территории Чехословакии существовали русские эмигрантские приходы, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и управлявшиеся епископом Пражским Сергием (Королевым). В Восточной Словакии (в Ладомирове) существовал мужской монастырь Преподобного Иова Почаевского, подчинявшийся Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкому Синоду).

По переписи населения 1930 в Чехословацкой республике проживало 145583 православных.

При этом важно отметить, что если у русских приходов сложились вполне нормальные дружественные отношения с чехословацкими приходами, то между епископом Гораздом и архиепископом Савватием еще в середине 1920-х годов сложилась конфликтная ситуация, которая так и не была преодолена.

Вторая мировая война внесла свои суровые коррективы в жизнь Церкви. Епископ Горазд, а также священники Пражского кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик и староста храма Ян Сонневенд приняли мученический венец. 4 сентября 1942 года они были расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество было конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Этот погром во многом перечеркнул те результаты, которых достигла Православная Церковь в Чехословакии в межвоенный период.

30 мая 1942 года был арестован и архиепископ Савватий. После месячного тюремного заключения его отправили в концентрационный лагерь Дахау. Ему вменялось в вину крещение пражских евреев. Поэтому вышеупомянутый запрет существования Чешской Православной Церкви распространялся на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикций. Ликвидации избежали только русские приходы, управлявшиеся епископом Сергием.

      Рекомендуем к прочтению

      Крест "накупольный" с полумесяцем
      Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены ку ...

      Крест "распятие"
      Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в дл ...

      История развития формы креста
      В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешал ...